Блог адвоката Горелкина С.А.

Приватизация жилья

Приватизация квартиры — это специализированная правовая процедура, при которой можно получить собственность на жилье, которым владеет государство. При переводе квартиры государственным или частным лицом в свою собственность возникает возможность свободно пользоваться и распоряжаться ею, например, дарить или отчуждать ее. Приватизация актуальна и до сих пор, так как большое количество россиян продолжает жить в муниципальном жилье.
Возможна ли приватизация квартиры в 2018 году? Стоит сказать, что на сегодняшний момент фактически треть жилого фонда в нашей стране не приватизирована, поэтому оно дается в социальный найм особым категориям граждан. Вплоть до 2015 года приватизация была бесплатной, но в 2017 году правительство России ввело временные ограничения на передачу объектов жилой недвижимости гражданам в собственность, однако инициатива не встретила особого восторга, и приватизация квартиры в 2018 году снова бесплатная для жителей нашего государства.
Если говорить об истории возникновения этого явления, то необходимость в приватизации возникла после распада СССР, когда с переходом к рыночной экономике было принято решение о приватизации жилого фонда, система которого получила свое развитие с 1992 года. Приватизация проводится на принципах добровольности, бесплатного участия и учета долей.

Можно ли приватизировать муниципальное жилье?

Что нужно для приватизации квартиры в 2018 году? Стоит сказать то, что регистрация права собственности на квартиру возможна на муниципальное жилье для граждан, проживающих в нем на условиях социального найма.
Законодательство предусматривает особенные принципы муниципальной приватизации. В частности — это однократность, то есть правовую процедуру можно организовать только единожды. Плюс ко всему прочему придерживается принцип безвозмездности и долевого участия граждан. Многих граждан волнует вопрос, возможно ли выселение из муниципальной квартиры? В некоторых случаях да, когда жильцы грубо нарушают правила проживания, например, устраивая антисанитарию. Приватизация муниципального жилья дает право наследования квартиры или ее продажи, но затягивать не стоит, так как правительство планирует сокращение программы.

Преимущества приватизации

Стоимость приватизации квартиры в 2018 году несопоставима с ценой новой квартиры, поэтому проще собрать все документы, обратиться в органы муниципальной власти и получить свою долгожданную собственность.
Вы можете оставить свое имущество в наследство, продать или подарить его кому угодно. Поэтому главное преимущество приватизации заключается, конечно же, в том, что вы становитесь собственником жилья. Также вы можете прописать в свою квартиру без согласия органов муниципалитета любое гражданское лицо.
Проще будет сделать капитальный ремонт или перепланировку в жилом помещении, так как согласовать ее может только собственник непосредственно с жилищной инспекцией муниципального образования. Вам понадобятся только документы для приватизации квартиры и заявление.

Сколько стоит приватизация в 2018 году?

Приватизация может рассматриваться в двух аспектах. Это самостоятельное осуществление процедуры или проведение ее формально через судебные органы. Стоимость приватизации квартиры в 2018 году включает в себя следующие траты:
  • Оплата государственной пошлины, которая в этом году составляет две тысячи рублей;
  • Изготовление экспликации или технического плана. Стоимость разнится в зависимости региона проживания, но, как правило, она не превышает пятнадцать тысяч рублей;
  • Кадастровый паспорт, он обойдется примерно в две-три тысячи рублей;
  • Выписки из ЕГРН и лицевого счета, каждая из которых стоит двести рублей;
  • При необходимости оформление нотариального договора на передачу объекта жилой недвижимости (тысяча рублей).
К дополнительным расходам можно отнести оформление нотариальной доверенности, так как не каждый человек может принимать участие в процедуре. Возложить обязанность на совершение таких правовых действий можно на родственника, знакомого или юриста. Например, можно рассчитывать на помощь в приватизацию в СПб обращаясь к специалистам, которые смогут собрать все документы и получить за кратчайшее время свидетельство на право собственности.
Лишние траты могут понадобиться и на согласование перепланировки муниципального жилья, плюс придется рассчитаться по долгам, если у вас есть задолженности по коммунальным платежам. Приватизация является добровольным делом, но не исключены и судебные разбирательства. Поэтому придется и понести судебные издержки, в частности на экспертизы. Но можно и самостоятельно действовать в суде. В интернете есть образцы исков, а доверенность на приватизацию квартиры образец 2018 года можно скачать для себя на любом правовом ресурсе.

С чего начинается приватизация?

С чего начать приватизацию квартиры 2018 году? Сначала надо определить статус вашего жилого помещения. Приватизировать не получится комнату в общежитии, если только такое жилье не утратило свой статус. Не приватизируется жилье, признанное негодным к проживанию или аварийным. Также процедура невозможна в том случае, если объект недвижимости имеет природоохранное или заповедное значение.
Отдельно стоит сказать о несовершеннолетних гражданах, проживающих в помещении. Они обязательно вписываются в доли при процессе приватизации, а их интересы предоставляют опекуны, то есть родители. После того, как вы уточнили статус жилого помещения наступает следующий этап, который заключается в сборе отказов или согласия всех жильцов. Если кто-то отказывается от доли, то тогда этот факт фиксируется в заявлении, составляемом в нотариальной конторе.

Какие документы надо предоставить в органы исполнительной власти?

Какие документы нужны для приватизации квартиры в 2018 году? Самое важное — это заявление и согласие либо отказ участников от приватизации. Потребуется в обязательном порядке технический паспорт объекта недвижимости. Вам потребуется так называемый первичный технический паспорт, который изготавливается в БТИ по запросу.
Помимо прочего в перечень документов, требуемых для приватизации квартиры в 2018 году входит государственная пошлина, полагающаяся за изготовление технического паспорта квартиры.
Предоставить в органы исполнительной власти надо и документ, который будет подтверждать ваше право проживания в муниципальной квартире. Это может быть ордер на проживание или договор социального найма квартиры либо дома. Бывает и так, что подобные документы бывают утерянными. Паниковать в таком случае не стоит, так как можно всегда обратиться в архив администрации муниципального городского образования и запросить копию правоустанавливающего документа на квартиру.
К дополнительным документам относится выписка из Росреестра на квартиру. Кстати, кадастровый паспорт не требуется для организации приватизации, так как в соответствии с нормами гражданского законодательства кадастровые паспорта стали замещаться выписками из Росреестра с прошлого года.
Если вы состоите в браке, то вам может потребоваться свидетельство о браке и о рождении детей. Не забудьте о выписке из домовой книги, которую можно получить в ТСЖ, Управлении миграционной службы или в ЖЭКе.
Если в ходе правовой процедуры есть граждане, отказывающиеся от приватизации, то тогда необходима справка по форме № 2 о неучастии в государственной приватизации. Чтобы не стоять долго в очередях ее достаточно заказать в МФЦ или в паспортном столе, а еще есть сайт государственных услуг, который позволяет заказать справку не выходя из дома.
Не забывайте и об уплате своих коммунальных счетов, так как с долгами вы попросту не сможете осуществить процесс приватизации недвижимости и получите отказ от муниципальных органов. Естественно то, что к основному пакету документов прилагается и паспорт гражданина Российской Федерации. Квитанция или госпошлина на приватизацию оплачивается через кассу абсолютно любого российского банка.

Что делать, когда документы собраны?

Все документы собраны, и в таком случае надо соблюсти определенный алгоритм действий, благодаря которым вы сможете получить свидетельство о собственности на жилое помещение. Пошаговая инструкция приватизации квартиры после сбора пакета документов заключается в следующем:
  • Сначала обращаемся с документами в МФЦ или администрацию, на балансе которой находится муниципальное жилье;
  • Не забываем уплатить государственную пошлину и прикладываем ее к документам;
  • Получаем от регистратора справку о том, когда надо будет прийти за договором приватизации;
  • Ожидаем завершения всех правовых действий. В определенную дату следует отправиться в МФЦ или в администрацию за договором приватизации и актом приема-передачи квартиры.
Регистрация права собственности является одним из последних этапов, который по сути должен сделать вас полноправным собственником жилого помещения. Это делается при помощи обращения в органы Росреестра. Для получения выписки в Росреестр надо предоставить непосредственно договор приватизации, паспорта всех участников правовой сделки, акт приема-передачи квартиры, предоставленный органами исполнительной власти и квитанцию об оплате государственной пошлины.
Сколько по времени может занять регистрация квартиры в Росреестре? В целом, эта процедура занимает тридцать календарных дней, а если в предоставленных вами документах будут ошибки или неточности, то вас об этом уведомят заранее.
Процедура приватизации не такая простая, как кажется на первый взгляд. Адвокат по жилищным делам поможет вам собрать все документы и оперативно получить свидетельство на право собственности. Почему важно привлекать опытных специалистов юриспруденции, которые помогут вам не допустить фактических ошибок, которые часто совершают граждане из-за недостаточного уровня правовой грамотности.
Если у вас нет времени заниматься сбором документов, то тогда можно оформить на юриста доверенность, на основании которой он сможет взаимодействовать с государственными или судебными органами. Многие люди обращаются к юристам за профессиональным содействием в сфере решения таких сложных правовых ситуаций.