Блог адвоката Горелкина С.А.

Уголовная ответственность при ДТП

В последнее время численность преступлений, вызванных несоблюдением правил дорожного движения, резко возросла. В результате этого количество смертей, произошедших по причине аварий на автотранспорте можно сопоставить с количеством смертей от убийств. Такая динамика связана с увеличением числа машин.
Примерно треть всех происшествий случается в результате превышения скорости движения, а каждое восьмое ДТП происходит из-за того, что транспортом управляет водитель, находящийся в состоянии опьянения.
По делам, возбужденным по ст. 264 УК, приходится сталкиваться со специальными юридическими и техническим вопросами, связанными с ДТП. Технические вопросы разъясняются при помощи судебной автотехнической экспертизы, а для решения юридических вопросов как обвиняемому (подозреваемому), так и потерпевшему будет необходима квалифицированная помощь адвоката по ДТП (стоит обратить внимание, что уголовные дела по ДТП согласно закону имеет право вести только адвокат).

Состав преступления

Предмет преступления. Рассматриваемое преступление может быть совершено только через взаимодействие с транспортом.
К транспортным средствам, которые подразумеваются в ст.264 УК, относятся автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора, мотоциклы, иные самоходные машины (автокраны, экскаваторы, автопогрузчики и т. п.), а также другой механический транспорт (транспорт, имеющий двигатель с рабочим объемом 50 см³ и максимальную скорость, превышающую 50 километров в час, а также прицепы к нему, которые требуют регистрации. Таким образом, преступления, совершенные при управлении мопедов, мокиков и велосипедов с подвесными двигателями, не относятся к статье 264 УК РФ.
Объект преступления сложный, так как включает основной и дополнительный объекты: правила управления и эксплуатации механического транспорта и безопасность жизни и здоровья человека.
Деяние, указанное в ст. 264, предполагает нарушение:
  • правил дорожного движения — предписаний, касающихся движения транспорта. К примеру: превышение скорости, неправильный обгон, неподчинение сигналу светофора или жестам регулировщика и т. п.
  • правил эксплуатации — предписаний, направленных на поддержание технического состояния, обеспечивающего безопасность его функционального использования. К примеру: управление технически неисправным транспортом, перевозка людей без специально оборудованных посадочных мест, вождение в состоянии опьянения.
Для того чтобы такие нарушения можно было признать деянием в рамках ст.264 УК, они должны быть совершены в процессе движения.
Ответственность по ст.264 УК возникает только в случае нарушения конкретного правила, связанного с управлением и эксплуатацией транспорта. Если такие правила не нарушены, то лицо не должно нести ответственность. Например, если лицо нарушает правила пожарной безопасности, правила техники безопасности, правила погрузочно-разгрузочных работ — оно не должно привлекаться к ответственности по 264 УК РФ.

Общественно-опасные последствия, возникающие при совершении преступления:

  • причинение тяжкого вреда здоровью;
  • смерть человека;
  • смерть нескольких людей.
Если такие последствия не наступают, то состав преступления отсутствует, однако лицо может быть привлечено к иной ответственности, например, административной.
Для наступления ответственности необходимо установить причинно-следственную связь между имевшим место нарушением правил и общественно-опасными последствиями. Для определения того, имеется ли такая связь, нужно понять:
  1. Связано ли конкретное ДТП с участием в нем данного водителя и предшествовало ли оно во времени наступившим последствиям;
  2. Какое именно нарушение допущено;
  3. Силу влияния этого нарушения на наступившие последствия.
Но наличие такой связи еще не означает положительное решение о возложении на лицо уголовной ответственности. Еще необходимо определить, является ли это лицо виновным. Анализируемому преступлению характерна такая форма вины, как неосторожность. Причем могут иметь место две ее разновидности. Первая — легкомыслие, когда лицо знает о возможности наступления последствий, которые предусмотрены статьей 264 УК РФ, но, не имея на то достаточных оснований, надеется на их предотвращение. Второе — небрежность, когда лицо не осознает возможности возникновения таких последствий, хотя, будучи внимательным и предусмотрительным в необходимой степени, должно было и могло их предвидеть.
Субъектом данного преступления, т.е лицом, которое может быть привлечено к ответственности по рассматриваемой статье, может быть лицо, которому исполнилось 16 лет. По психологическим признакам лица, совершившие данное преступление характеризуются разбросанностью внимания, пренебрежением правилами предосторожности, излишней самоуверенностью, склонностью к лихачеству, легкомысленной недооценкой ситуации.
При этом неважно, своим или чужим транспортным средством управляло лицо, допустило ли оно нарушение во время работы или в нерабочее время, имеются ли у него водительские права или оно было лишено их или вовсе не имело.
Если ДТП произошло во время учебной езды, то к уголовной ответственности привлекается не ученик, а инструктор, если в его действиях обнаруживается нарушение правил (например, несоблюдением правил эксплуатации является учебная езда, осуществляемая на машине, которая не оборудована двойным управлением).
Если устанавливается, что ученик не отреагировал на указания инструктора и грубо нарушил правила, умышленно создал аварийную ситуацию с намерением причинить вред человеку, то он также должен отвечать за причинение такого вреда, но не по составу статьи 264 УК, а за преступление против личности.

Ответственность

Ответственность за данное преступление различается в зависимости от наступивших последствий. К ним относятся:
  • тяжкий вред здоровью (часть 1 ст. 264). Наказанием выступают:
  • ограничение свободы до 3-х лет;
  • принудительные работы до 2 лет, при этом лицо может быть лишено права управлять транспортом сроком до 3 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до 2 лет, при этом лицо может быть лишено права управлять транспортом до 3 лет;
Если то же деяние совершено в состоянии опьянения (наступившего из-за употребления алкоголя, наркотиков или от иных одурманивающих веществ) (ч.2 статьи 264 УК), то предполагается повышенная уголовная ответственность. Наказанием выступают:
  • принудительные работы на срок до 3 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на этот срок;
  • лишение свободы сроком до 4 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
  • смерть человека (предусматривается частью 3 ст. 264 УК). Наказанием выступают:
  • лишение свободы до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет.
То же деяние, совершенное в состоянии опьянения (ч.4 ст.264 УК РФ), влечет повышенную ответственность. Наказанием выступает:
  • лишение свободы сроком до 7 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
  • смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ). Наказанием выступают:
  • принудительные работы до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
  • лишение свободы сроком до 7 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом до 3 лет.
Совершение того же деяния в состоянии опьянения влечет повышенную ответственность. Наказанием выступают:
  • принудительные работы до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
  • лишение свободы сроком до 10 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом до 3 лет;
Если из-за ДТП пострадало несколько человек, то деяние квалифицируется следующим образом: если причиненный вред однородный, должна вменяться соответствующая такому вреду часть ст.264 УК. Если же причинены последствия различной тяжести, которые предусмотрены разными частями ст. 264 (например, один из пострадавших погиб, а другому причинен тяжкий вред здоровью), то применяется та часть статьи, которая предусматривает наиболее тяжкое преступление.
Таким образом, дела, возбужденные по статье 264, имеют много тонкостей, разобраться с которыми поможет квалифицированный адвокат по ДТП.