Налоговые споры

Основным регулятором отношений, возникающих в связи с исчислением и уплатой налогов, служит Налоговый кодекс РФ. Уникальность НК РФ сложно переоценить, ведь налоговые правоотношения больше не регулируются ни одним законодательным актом. Между тем, трактовки, содержащиеся в НК, не всегда позволяют сделать однозначный вывод о содержании тех или иных правоотношений. Дополнительно осложняется ситуация тем, что большинство решений принимается сотрудниками налоговых органов с экономической точки зрения, а не юридической.

Любая спорная ситуация, возникающая в налоговых правоотношениях, рассматривается налоговым инспектором с точки зрения ее экономической обоснованности. Принимая отрицательное для налогоплательщика решение, в большинстве случаев налоговые органы не заботятся о точном соответствии сделанных ими выводов Налоговому кодексу, как и о сборе фактов, подтверждающих их позицию согласно НК РФ. Между тем, лицу, не владеющему одновременно экономическими и юридическими познаниями, сложно адекватно оценить ситуацию, поскольку дело приходится иметь с экономическими правоотношениями, обличенными в юридическую форму. В силу чего при возникновении споров с налоговыми органами обращаться следует к лицу, обладающему соответствующей квалификацией. Самостоятельное же решение проблемы может лишь усугубить ситуацию и привести к непоправимым последствиям.
Конституцией РФ установлена обязанность платить налоги. В связи с чем, каждому, кто находится на территории России, так или иначе, приходится сталкиваться с налоговыми органами. Наиболее частые основания взаимодействия – проведение камеральных и выездных налоговых проверок.

Камеральная проверка
 подразумевает проверку правильности исчисления налога на основании поданной налогоплательщиком декларации. Проводится камеральная проверка по месту нахождения налогового органа. В рамках рассматриваемого вида проверки инспекция не вправе запрашивать у налогоплательщика какую-либо информацию, либо документы, помимо тех, которые были представлены налогоплательщиком самостоятельно. Следовательно, любое требование сотрудников налоговой инспекции о предоставлении документов незаконно.
Однако из указанного правила есть исключения, о которых следует помнить. Так, допустимо истребование документов в следующих случаях:
1) при заявлении в декларации налоговых вычетов. Налоговая инспекция вправе запросить документы, подтверждающие правомерность исчисления и применения налоговых вычетов;
2) при заявлении налоговых льгот, т.е. указание в декларации на операции, которые освобождены от налогообложения;
3) при исчислении налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
4) при заявлении о возмещении уплаченного налога из бюджета.
Соответственно, в четырех перечисленных случаях налогоплательщик при получении им требования о предоставлении документов обязан предоставить запрашиваемую информацию. В противном случае он будет привлечен к ответственности и на него будет наложен штраф.
В процессе проведения проверки достаточно распространены споры, возникающие в связи с направлением налоговым органом требований об уплате налога и вынесением актов проверок, которыми налогоплательщик привлекается к ответственности, и ему доначисляется налог. Налогоплательщику в данной ситуации следует помнить, что направление любого акта, являет собой процессуальное действие, которое влечет определенные юридические последствия. Вследствие чего, акт налогового органа может быть обжалован.
В редких случаях для отмены не соответствующего закону акта налоговой инспекции достаточно жалобы, направленной на имя руководителя инспекции, вынесшей обжалуемый акт. Отдельный порядок установлен для обжалования актов проверок. На акт проверки налогоплательщик в течение 15 дней со дня вручения акта подает возражения, которые рассматриваются на комиссии, состоящей из начальника инспекции, либо его заместителя, курирующего соответствующее направление, начальника отдела, в котором производилась проверка, налогового инспектора, который непосредственно проводил проверку и представителей налогоплательщика. По результатам рассмотрения возражений принимается соответствующее решение. Если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением, он может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган (как правило, им является Управление ФНС). Срок обжалования составляет 10 дней. Срок принятия решения по апелляционной жалобе – один месяц. Если налогоплательщик не согласен с решением, вынесенным вышестоящим налоговым органом, он может обжаловать данное решение в арбитражном суде.
Зачастую успех в споре с налоговой зависит от умения налогоплательщика обосновать свою правовую позицию и убедительно привести свои доводы на комиссии, поэтому на всех описанных этапах важна квалифицированная юридическая помощь. Не менее важна юридическая помощи и при проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка представляет наибольшую «опасность» для налогоплательщика. Выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика по одному или нескольким налогам за три года. Соответственно, эффективность такой проверки, с точки зрения налоговых органов, значительно выше, чем камеральной.
При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе просматривать все документы налогоплательщика. Таким образом, если в бухгалтерском учете налогоплательщика есть «белые пятна», либо есть неучтенные договоры и иные нарушения, они будут обязательно замечены сотрудниками налогового органа.
Однако при проведении камеральной и выездной налоговой проверок не следует забывать о процессуальных нормах, регламентирующих ту или иную процедуру, проводимую налоговым органом. Требования законодательства соблюдаются не всегда, что влечет недействительность действий налогового органа и, соответственно, составленных им документов.
Данное положение приобретает особое значение, когда в действиях налогоплательщика налоговый орган усматривает признака состава преступления. Помимо решения о доначислении налога, которое принимается налоговым органом по результатам проверки, сотрудники инспекции передают материалы в правоохранительные органы, которые, в свою очередь, проводят свою проверку. Таким образом, по результатам проверки налогоплательщик может быть привлечен не только к налоговой, но и к уголовной ответственности.
Между тем, как отмечалось выше, акты камеральных и выездных налоговых проверок, решения, принятые на комиссиях по рассмотрению возражений налогоплательщика, решения принятые Управлением ФНС по соответствующему субъекту, налогоплательщик может обжаловать в арбитражный суд.

Налоговый кодекс устанавливает определенный порядок обжалования вышеназванных актов. Жалоба подается в письменном виде в форме искового заявления. Исковое заявление подается в соответствующий арбитражный суд. В иске налогоплательщик подробно описывает обстоятельства дела, указывает, в чем заключается нарушение его прав налоговым органом, приводит ссылки на законодательство и судебную практику (разъяснения ВАС РФ, постановления высшей инстанции по аналогичным делам и др.). В качестве приложения к исковому заявлению налогоплательщик подает обжалуемое решение, документы, по мнению налогоплательщика, подтверждающие его правоту. Также к исковому заявлению налогоплательщик прикладывает платежное поручение об уплате государственной пошлины. В противном случае исковое заявление будет оставлено без движения, а в случае, если нарушения устранены не будут, иск будет возвращен заявителю. Однако неуплата госпошлины не единственная причина оставления искового заявления без движения. Так, к примеру, если налогоплательщик не направит иск в налоговый орган и не приложит доказательств отправки иска лицам, участвующим в деле, иск будет оставлен без движения.
После подачи искового заявления суд назначает дату заседания. При рассмотрении дела суд руководствуется постановлениями Пленумов ВАС РФ и иными информационными письмами. Которые стороны, для благоприятного исхода дела, также должны знать и уметь ими руководствоваться. Поэтому участие профессионала, знающего и умеющего трактовать налоговое законодательство, знакомого с судебной практикой и официальной позицией ВАС РФ и налоговых ведомств – залог успеха судебного разбирательства. Штатный юрист компании может быть не всегда знаком с изменениями законодательства или официальной позицией налоговых органов, поэтому привлечение к участию в деле профессионального адвоката по налоговым спорам существенно повышает шансы компании выиграть спор с государством. К тому же, расходы на адвоката возмещаются из бюджета по заявлению выигравшей стороны.

Решение суда первой инстанции по налоговому спору может быть обжаловано
 в апелляционном порядке 
в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Соответственно, решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, если же подается апелляционная жалоба, то решение (в случае его отмены – постановление) вступает в силу в день принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Постановление может быть обжаловано и в суд кассационной инстанции.
 Однако не следует забывать, что решение уже вступило в законную силу, следовательно, в случае, если оно было принято в пользу налогового органа, последний может инициировать процедуру принудительного взыскания, что доставит налогоплательщику определенные неудобства. Поэтому в таких случаях следует просить суд приостановить действие обжалуемого акта до вынесения окончательного решения по делу (постановления суда кассационной инстанции).
Решение, принятое судом по конкретному налоговому спору и вступившее в законную силу может быть использовано в уголовном деле, возбужденном в отношении налогоплательщика.
Таким образом, в спорах с налоговыми органами лучше прибегать к услугами профессионального адвоката, в противном случае налогоплательщик может потерять гораздо больше, чем размер гонорара адвоката, который возмещается за счет проигравшей стороны.

Адвокатом Горелкиным С.А. также осуществляется квалифицированная защита по Уголовным делам   при ДТП.